Только этой осенью салоны, торгующие китайскими автомобилями, появились в Пскове, Новосибирске, Самаре, Волгограде и Ярославле, на очереди Урал и Сибирь. Продают машины не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах. Популярность «китайцев» объясняется прежде всего их доступностью. «Люди думают: о, вроде недорогая, но иностранная, значит, берем!» — говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.Эксперты по безопасности не разделяют оптимизма покупателей. Американская компания J. D. Power провела исследование качества автомобилей на внутреннем китайском рынке. Оказалось, несмотря на то что с каждым годом удовлетворенность покупателей растет, качество снижается. Китайские машины — просто рекордсмены по недочетам: 224 дефекта на 100 автомобилей. Для примера, у японских авто только 108 дефектов, а «средняя температура по больнице» — 131.Лидируют китайцы и в другом печальном списке: из 100 ДТП с участием авто из Поднебесной 16 заканчиваются смертью водителя или одного из пассажиров. На сегодняшний день это количество считается рекордным для всего мира.
Цена падает только вместе с качествомОфициально китайские автопроизводители появились на российском рынке в 2005-м. Дешевизна иномарок сразу привлекла покупателей, и 2006 год на рынке был назван «китайским бумом». Новый виток популярности «китайцам» пророчили в 2012-м. По данным агентства «Автостат», к этому времени их продажи догонят продажи отечественных и вырастут в 10 раз — до полумиллиона авто в год.Ожидалось также, что за эти годы качество китайских иномарок приблизится к уровню японских и немецких. Стоимость их также должна была возрасти. Ценовой прогноз не оправдался, «китайцы» по-прежнему остаются на порядок дешевле. Что касается качества, Great Wall Hover H3 остается пока единственным китайским автомобилем, который получил четыре звезды в рейтинге безопасности по итогам краш-тестов.
«Китайцы» vs «АвтоВАЗ»Основные покупатели китайских автомобилей — люди, которые раньше предпочитали отечественный автопром. «Китайцы» скоро задавят наш автопром. Соотношение «цена — качество» устраивает покупателей. По опциям с нашей Lada даже не сравнится», — говорит владелец автомобиля Great Wall Илья Серединов.«Скорее всего, покупатели отдают им предпочтение, потому что они предлагают другой модельный ряд в той же ценовой категории. За те же деньги, за которые человек может купить легковую отечественную машину, можно купить, например, небольшой китайский джип», — говорит Леонид Ольшанский.По данным Росстата, за последний год рост продаж отечественных автомобилей составил 43%. Горячие споры на тему, кто лучше — «китайцы» или «Авто-ВАЗ», продолжаются уже шесть лет. Владельцы иномарок объясняют свой выбор лучшей технической оснащенностью, патриоты российского автопрома считают наши машины надежнее.«В „китайцах“ нет подушек безопасности, плохой пластик, это гробы на колесах», — говорит владелец Lada Priora Денис Медведков. Но сторонники «поднебесного» автопрома уверены: хуже «ВАЗа» ничего нет. «Я 20 лет ездил на наших корытах без всяких подушек безопасности. Мне нужна машина, в которой всю семью не стыдно на дачу вывезти», — отвечает владелец Great Wall Hover Геннадий Саушкин.По мнению экспертов, те, кто выбирает китайский автопром, руководствуются не только рациональными доводами, но и эмоциями. «Психология российского человека была заложена в условиях тотального дефицита. Во многом именно поэтому формально считается, что если иностранное, значит, лучше. Если завтра к нам завезут машины из Бангладеша, многие будут считать, что они лучше наших только потому, что они произведены за рубежом», — поясняет Леонид Ольшанский.
Пахнет и дуетВладельцы китайских машин сталкиваются не только с проблемами безопасности. «Когда к нам в первый раз привезли китайскую машину, я был в шоке, — говорит владелец московского автосервиса Сергей Мишков. — На панелях были следы клея, в салоне — резкий запах формальдегида. То, что привозят сегодня, конечно, уже не так страшно, но жалоб на эти машины по-прежнему много».По словам Сергея, чаще всего у «китайцев» летят электроника, тормозная система, замки и рулевое управление. «Зимой часто ломаются стеклоподъемники: открыв окно, не факт, что ты его закроешь. Да оно, может, и к лучшему: дышать в салоне все равно нечем», — объясняет владелец сервиса.По мнению экспертов, недостатки интерьера и даже проблемы с безопасностью не остановят российских покупателей от погони за дешевизной и внешней привлекательностью. «К сожалению, безопасность — это последнее, о чем люди задумываются перед покупкой. Обычно смотрят на скорость, мощность, внешний вид. А вот о том, что будет с машиной в случае аварии, мало кто думает», — с сожалением отмечает Леонид Ольшанский.
«Made in China» против российского автопрома * 450 000 руб. Chery Tiggo/Chevrolet Niva * 260 000 руб. Chery QQ/LADA Kalina * 750 000 руб. GreatWall Hover/УАЗ Patriot * 300 000 руб. Lifan Breez/Lada Priora * 200 000 руб. Hafei Brio/LADA2111http://www.trud.ru/article/18-11-2011/2697..._ponaexali.html