ТОП 10 новостей
» » Парадоксы российских дорог: ямы по ГОСТу и другие чудеса

Парадоксы российских дорог: ямы по ГОСТу и другие чудеса

25-04-2018, 07:44
Парадоксы российских дорог: ямы по ГОСТу и другие чудесаДорога с колдобинами, так правильнее, без ГОСТов, определить преимущественное состояние наших дорог. В более или менее надлежащем состоянии поддерживаются только основные и правительственные шоссе и магистрали в крупных городах, где живет начальство. В Москве они находятся на виду у руководства страны и столицы, а потому нерадивость чиновников, отвечающих за их состояние, влечет быструю и действенную ответственность. Быть может, имеет смысл за каждой из федеральных трасс в крупных мегаполисах закрепить ответственного чиновника?.. И спрашивать, спрашивать..!Вот еще парадокс: наши дороги самые дорогие дороги во всем Мире! Для того чтобы понять причину этого явления, достаточно сравнить стоимость наших дорог и рабочей силы, занятой в строительстве. По оценкам экспертов, средняя цена 1 км. дороги с твердым покрытием по условиям 2010 г. в России составила $17,6 млн, в ЕС – $6,9 млн, в Китае – $2,2 млн. Как видим, цена наших дорог многократно выше. Природно-климатическими условиями столь большое различие в стоимости не объясняется. Не является также причиной более высокой стоимости и трудовой фактор. Напротив, рабочая сила обходится нам в более чем шесть раз дешевле, чем ЕС, но втрое дороже, чем она стоит в Китае. Дорожный строитель в среднем за месяц зарабатывает (в евро): в ЕС – 2567, в России – 385,8, в Китае – 128,6.Если исключить Китай, то по дороговизне строительства одного условного километра шоссе Россия опережает Евросоюз в 2,55 раза. Причем такие соотношения не учитывают качества дорожного покрытия, его надежности, эксплуатационных характеристик и безопасности. Очевидно, что значительная часть затрат превращается не столько в качественное покрытие, сколько в дорожную ренту, присваиваемую теми лицами, у которых имеются возможности использовать административный ресурс. Заинтересованность в присвоении ренты преобладает над интересом в строительстве самых совершенных дорог. Именно в этом состоит ключевая проблема отрасли, без разрешения которой мы не начнем строить дороги как минимум европейского качества и хотя бы европейской цены. Еще одна проблема, налоги! Естественно, предприниматели всегда воспринимают "в штыки" введение новых налогов и поборов, в частности, в транспортной отрасли. Ведь получается, что с одной стороны, владелец техники "доится" нефтяными олигархами, устраивающими ценовые сговоры по бензину, а с другой к нему подступают подрядчики, которые строят самые дорогие и непрактичные дороги в мире. Гораздо логичнее заставить строителей делать дороги дешевле и качественней, чем душить автотранспортную отрасль дополнительными отчислениями. Иначе в один "прекрасный" день мы добьем транспортную отрасль окончательно и бесповоротно, то есть насмерть! Иногда при повышении налога на благое дело, чиновники ссылаются на европейский опыт. Забывая при этом, что в Европе принято платить за хорошие и качественные дороги. А у нас требуют то же самое, но за не качественные, разбитые и совсем не скоростные автомобильные трассы. Да еще с накатанной колеёй в асфальте. Уважаемые чиновники, примите во внимание, что рентабельность большегрузных автоперевозок не высока и колеблется в пределах 5-7%, в некоторых случаях не превышая 10%, в период высокой конкуренции и сильного рынка. А когда наступает кризис, некоторые перевозчики вынуждены работать даже с отрицательной рентабельностью, дабы сохранить квалифицированный персонал и постоянных клиентов. Не потерять свое, кровно нажитое имущество в результате банкротства. Что же делать с новыми автомобильными дорогами!? Я думаю, надо закатать рукава и работать, работать, работать!!! Необходимо значительно увеличить количество подрядчиков и исполнителей инфраструктурных проектов, активно приглашать к участию в них малый и средний бизнес. Китайцы во время кризиса 2008-2009 гг. построили более 11 тыс км. качественных скоростных автодорог. А у нас в этот период только росла безработица, и жирели банки от накачки необеспеченной ликвидности из рук государства.Чтобы победить пробочную проблему в крупных городах необходимо еще раз глубоко задуматься. Мне кажется, что для каждого российского мегаполиса должна быть создана программа развития автотранспортной сети, имеющая главной целью снижение транспортной нагрузки на центр города. Для этого, прежде всего, необходимо перенаправить транзитные грузоперевозки в обход центра города - по объездным магистралям, а также решить вопрос с инфраструктурным обеспечением промышленных территорий, т.е. вывести из центра предприятия, требующие значительного транспортного обслуживания. Поскольку многие гипер- и супермаркеты, а также ряд других объектов в крупных городах построены с нарушением федеральных нормативов расположения у магистралей, без соблюдения требований по маневрированию у крупных трасс, съездов, выездов, полос разгона, целесообразно обязать их владельцев достроить за свой счет необходимые развязки и дорожные коммуникации, чтобы снять ограничения для движения автотранспорта. Частичным решением проблемы могли бы стать многоуровневые автомобильные дороги и быстро возводимые многоярусные паркинги, которые позволили бы разгрузить центр города от напряженного потока машин. Кроме того, должна существовать специальная система оповещения грузового транспорта о появляющихся в городе пробках. Такие информационные системы работают практически во всех крупных городах мира и оптимизируют транспортные потоки на крупнейших трассах в мегаполисах. Важно реализовать программу "умного" управления уличным движением: разместить большое количество видеокамер учета и анализа уличного движения и объединить их с городской семафорной сетью в единый центр управления. Наконец, следует последовательно реализовывать мероприятия, связанные с культурой вождения. Перед правилами дорожного движения и светофорами все должны быть равны. Если не следовать этому принципу, то даже качественная модернизация автодорог ненамного улучшит транспортную ситуацию.Вместо заключения. Дорожные, инфраструктурные проблемы могут решить квалифицированные специалисты. Реализовать инфраструктурные проекты, построить качественные дороги и развязки, могут также люди, но трудолюбивые и не вороватые. Деньги в нашем государстве есть. Как говориться, остается за малым! Но кто же этот малый? Пока непонятно.// Владимир Елин, председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наукfinam.info