» » » Физики научились двигать макрообъекты с помощью света

Физики научились двигать макрообъекты с помощью света

13-07-2018, 19:28
Международная группа физиков продемонстрировала систему, в которой с помощью света управляла движением макрообъекта – 30-микронного стеклянного "пончика", используя квантово-механические законы микромира. Статья с результатами работы ученых опубликована в журнале Nature. Краткое ее изложение приводится в пресс-релизе Федеральной политехнической школы Лозанны.До недавнего времени, квантовомеханические феномены ученые могли наблюдать только при движении микрообъектов, таких как одиночные атомы. А при переходе к объектам на макроуровне (состоящим из большого количества атомов) возникает так называемая квантовая декогерентность – на физическое тело начинала влиять окружающая его среда и квантовые эффекты исчезают.Теперь исследователям удалось показать, что используя свет можно контролировать на квантовом уровне вибрационные движения достаточно крупного объекта, состоящего из сотен триллионов атомов.Физики научились двигать макрообъекты с помощью светаПончик на подставке. Фото авторов исследованияУченые изготовили стеклянный "пончик" диаметром 30 микронов и поместили его на микрочип. Затем физики облучили лазером тонкую оптическую пленку. Ее, в свою очередь, расположили вплотную с "пончиком", позволив свету перепрыгивать на стеклянный объект и циркулировать по его окружности. Небольшая сила, развиваемая кружащими в стеклянном торе фотонами, заставляет его колебаться с четко определенной частотой.По словам физиков, такое объединение механических колебаний с квантовыми системами иной природы, такими как электрический ток, может быть реализовано так же хорошо, как и со светом. Это позволит передавать квантовую информацию и даст возможность продвинуться на пути к созданию действующего квантового компьютера.Напомним, что другая группа физиков уже предлагала прототип переключателя для квантового компьютера, в котором световые импульсы использовались для вибрации кремниевого моста. Однако реализация механического колебания за счет квантовых эффектов предложена впервые.Лента.ру