» » » Ученые: Эволюционный взрыв может произойти без массового вымирания

Ученые: Эволюционный взрыв может произойти без массового вымирания

30-07-2016, 13:20
Ученые: Эволюционный взрыв может произойти без массового вымирания

Взрывообразное расширение видового разнообразия не обязательно связано с эпизодами массового вымирания видов, так как один из факторов этого эволюционного взрыва — межвидовая конкуренция — практически отсутствует после исчезновения многих видов животных и растенийКак передают РИА новости, об этом заявляют американские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of SciencesУченые выделяют в истории жизни на Земле пять крупнейших массовых вымираний видов. Последнее из них, мел-палеогеновое вымирание, произошло примерно 65,5 миллионов лет назад и привело к исчезновению динозавров и всех крупных наземных и морских рептилий. Считается, что каждое такое событие сопровождается эволюционным взрывом — быстрым распространением, физическим ростом и специализацией выживших видов, которые занимают освободившиеся экологические ниши.Группа ученых под руководством Дэйвида Бапста из университета Чикаго (США) выяснила, что так происходит далеко не всегда, проанализировав последствия ордовико-силлурийского массового вымирания, второго подобного события в истории нашей планеты. Эта катастрофа произошла примерно 443 миллиона лет назад и привела к гибели более половины видов морских беспозвоночных животных. Сильнее всего пострадали мшанки, двустворчатые моллюски и кораллы — в некоторых случаях видовое разнообразие сократилось на две трети. По всей видимости, причиной данного вымирания стало падение концентрации углекислого газа в атмосфере Земли и последовавшее за этим похолодание.Авторы статьи проследили за изменением многообразия так называемых граптолитов — зоопланктона, который вел сидячий образ жизни и обитал в тесных колониях в мелких морях древнего мира. Как объясняют ученые, массовое вымирание на границе ордовикского и силурийского периодов привело к уничтожению большинства конкурентов этих животных и создало благоприятные условия для эволюционного взрыва.Бапст и его коллеги изучили окаменелости двух родов этого класса беспозвоночных — неограптов и диплограптов. Первая группа граптолитов находилась в ордовике в относительно узкой экологической нише, тогда как вторая занимала доминирующее положение. Тем не менее, все представители диплограптов исчезли во время массового вымирания, а неограпты выжили.Ученые проанализировали окаменелые останки около 183 видов этих родов граптолитов, обитавших на на «стыке» между ордовикским и силурийским периодами.Оказалось, что выжившие виды зоопланктона вели себя не так, как предсказывала теория эволюционного взрыва. Как и ожидалось, они освоили новые экологические ниши, освобожденные после исчезновения диплограптов. Тем не менее, видовое разнообразие неограптов практически не менялось в последующие 2 миллиона лет после вымирания.По расчетам ученых, скорость эволюции этого рода граптолитов в этот отрезок времени была гораздо ниже, чем в эпоху до вымирания «конкурентов». О сновной причиной ускорения видообразования в этом случае послужила конкуренция за одни и те же экологические ниши, а не сам факт их освобождения. Ученые полагают, что дальнейшие исследования динамики эволюции на примере других видов помогут укрепить или опровергнуть их выводы.