ТОП 10 новостей
» » Режжисер Юрий Кара: Сталин не дурак был, раз хотел в Kрыму Голливуд

Режжисер Юрий Кара: Сталин не дурак был, раз хотел в Kрыму Голливуд

14-10-2017, 15:20
Режжисер Юрий Кара: Сталин не дурак был, раз хотел в Kрыму Голливуд

Юрий Кара рассказал о том, как его дочь сбрасывали на съемках в пропасть, почему Аксенов боялся приезжать в Крым и почему в его фильмах самые красивые женщины.

- В ваших фильмах очень много Крыма. Откуда эта любовь?

- В книге "Луна и грош" Сомерсет Моэм как раз разбирает похожий вопрос. Там врач один, еврей по национальности, приехал в Египет и сказал: "Я будто здесь родился". И остался там жить. Если верить людям, которые говорят о прошлых жизнях, то, вероятно, я здесь жил или здесь жили мои предки. У меня действительно какая-то генетическая любовь к этому краю, к этому климату. Он мне подходит: в меру сухой, в меру субтропический. Здесь красивая пахучая растительность. В Крыму во всех отношениях я чувствую себя комфортно. Другое дело, что сейчас здесь мало работы: приходится больше быть в Москве. Но в каждую удобную минуту я стараюсь приехать в Крым.

- Когда вы приехали сюда впервые?

- В первый раз я был здесь ребенком. Было модно сюда ездить. Как в фильме "Три плюс два": мы приехали дикарями, с палатками. Тем не менее – природа, море… А через некоторое время, когда я учился во ВГИКе и работал на студии Горького, приехал снова. Филиалом студии Горького была Ялтинская киностудия. Четыре фильма в год мы должны были снимать в Ялте, чтобы загрузить производство. Мэтрам было лень куда-то ездить и они посылали молодых. Меня в первый раз отправили туда, и я увидел способности этих людей, увидел, что они нормально, профессионально работают, ответственно подходят к делу. Сталин не дурак был, раз хотел в Крыму второй Голливуд сделать. Здесь есть практически все климатические зоны и можно снять что угодно. Я сам снимал здесь Югославию, Чечню, Магадан, сталинскую дачу в санатории "Украина" и даже Марс. И еще Испанию в фильме "Звезда эпохи", и Подмосковье - в симферопольском аэроклубе мы снимали праздник авиации для фильма "Завтра была война". Тогда меня поразило, что среди людей, которые были в массовке, некоторые были с фамилией Кара. Я понял, что мои предки отсюда.

- Как вы снимали ялтинский эпизод "Мастера и Маргариты"?

- К сожалению, это был самый простой эпизод. Воланд, недовольный Степой Лиходеевым, вышвыривает его не куда-нибудь, а в самый модный курорт Советского Союза: в Ялту. Степа, непонятно по каким измерениям перелетевший, оказывается в Ялте. Все-таки, это 30-е годы. Пришлось убирать антенны, новые катера, которые могли блеснуть не тем, чем надо. Мы расставили свою массовку в очень оригинальных костюмах 30-х годов. В общем, создали полный антураж. Думаю, Степе Лиходееву (Сергею Никоненко) было очень легко вжиться в эту атмосферу и сыграть. К сожалению, в Крыму получился только один съемочный день. Я больше планировал снимать: еще в Судаке. Но наши старания не прошли даром. Я знаю, что режиссерская группа, которая снимала после нас, использовала все наши места. И даже те три отверстия в скале, которые мы прорубили для крестов. Надо с них деньги взять за это (улыбается).

- Ваш крайний фильм "Гамлет" тоже снимался в Крыму...

- В Крыму есть все, даже псевдоготика. Фильм хотелось приблизить к Англии. Это все-таки Шекспир. На счастье, здесь есть Воронцовский дворец. Граф Воронцов обучался в Англии и привез оттуда архитектора. Сегодня благодаря сотрудникам музея атмосфера здорово сохранена. Конечно, мы снимали очень аккуратно. Предыдущий "Гамлет" тоже снимался здесь. Самое смешное, что съемочная группа использовала только одно место: туалет в восточном стиле, в котором Гамлет читал свой монолог "Быть или не быть". Мы же использовали практически все побережье, особенно для гонок. В карьерах, где добывался мел, мы устроили гонки на спортивных автомобилях. Они запылились так… Хорошо, что это были не "феррари".

- В "Гамлете" дебютировала ваша дочь. Как оцениваете ее работу?

- Один из эпизодов с ее участием - она играет Офелию - снимали на "Ласточкином гнезде". Именно там ее сбрасывают в пропасть. Были сложные каскадерские съемки. Дочери помогали каскадеры. Я считаю, что она вполне справилась с ролью. Другое дело, что у Юли тогда не было специального актерского образования. Она персонально занималась с педагогами из МХАТа. Сейчас это популярная в Голливуде система, когда люди берут тренеров и репетируют с ними. С ней занимались голосом, сцендвижением. А так, Юля выпускница МГУ факультета журналистики. Работает сейчас по специальности. Ее приглашают на разные роли, но после Офелии тяжело опускаться до какого-то низкопробного сериала. Я надеюсь, что у нее еще будут достойные роли.

- Чем Юлия планирует заниматься в дальнейшем: журналистикой или актерством?

- Сейчас она занимается журналистикой. Но есть же судьбы, как, например, у Татьяны Друбич, которая занимается аптечным бизнесом, а, когда ее приглашают, с удовольствием играет в фильмах.

- Правда, что у вас в Крыму есть дача?

- Правда. Это была мамина дача. Домик находится практически в лесу. Это место, где я провожу творческие отпуска. Дороги нет и добраться туда никто, к счастью, не может. Это хорошо, потому что мне никто не мешает. Крымская природа, горный воздух, покой и тишина помогают сосредоточиться на сценарии и написать его гораздо быстрей, чем бы это получилось в Москве. Сценарии последних четырех фильмов я написал там.

- А когда вы в последний раз там были?

- Вчера. Розы подрезал. Мне повезло: обычно я делаю это позже. У меня впечатление, что это тоже своего рода знак судьбы. Мастер у Булгакова мечтал о небольшом домике, увитом розами. Действительно, единственное, чем я там занимаюсь – это культивирование роз. Их очень много: самых разных цветов и сортов. Когда они цветут в мае и июне, да еще нет ветра, то создается очень замечательная атмосфера. Получается райский уголок и для творчества, и для жизни.

- Расскажите на счет экранизации книги "Остров Крым".

- Когда-то я собирался снимать "Остров Крым". Там была Аксеновская фантазия, что большевики не взяли Крым, потому что он был островом. Крым стал продвинутым местом со столицей Симфи, где были небоскребы до небес. Я спросил: "А где снимать?". Аксенов отвчает: "Во Франции. В Париже есть район де Фанс". Сейчас делать это не очень актуально. А тогда это была бомба. В середине 90-х я ездил к Аксенову в Вашингтон и привез его сюда. Он боялся, что с ним тут расправятся. Я его убедил, что у нас уже Перестройка и все будет нормально. Аксенов приехал, но все равно боялся. Потом я несколько раз встречал Аксенова в Крыму. Он очень любил полуостров и считал, что шампанское "Новый свет" - лучшее шампанское в мире.

- То есть, "Остров Крым" мы не увидим в вашей экранизации?

- Будут финансы, я сниму! Мне нравится роман, я знаю, как его сейчас преподнести.

- В ваших фильмах снимались самые красивые женщины. Как вам это удалось?

- Я им помогал стать красивыми. Когда я пригласил Анну Самохину, пробы многие проходили. В том числе и баронесса Гечмен-Вальдек. Правда тогда она была обычная крымская татарка. А сейчас – баронесса. Мне тогдашняя художница по костюмам сказала: "Ну чего вы стараетесь: грим ищите, костюмы. Все равно, из нее красавицу не сделаете". Мы не снимаем красавиц, мы их делаем. Это образ. Актер – одно из средств. Она же в парике была, с гримом. За костюмами я к Зайцеву ездил, к другим модельерам. В остальных фильмах она не такая эффектная. Важны усилия всей группы при создании образа, плюс работа оператора. У операторов даже анекдот есть. Один женился, а другой спрашивает: "Ну как, жена красавица?" - "Смотря как свет поставить".

Так что, это тоже важно. Гретта Гарбо только с одним оператором работала, который мог правильно ее высветить, чтобы та получилась красавицей. Это хитрое дело.

- Почему в ваших фильмах так много советского?

- Мне повезло, потому что я учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они мне дали рекомендацию в партию. С этими мастерами в партии я бы и сейчас находился. Я никогда не отрекусь от своих учителей. Как та девочка из фильма "Завтра была война", которая не отреклась от своего отца, так и я не стану Павликов Морозовым. Герасимов умер, пришел Климов, который отрицал все, что сделал Герасимов, дескать, его идеи отжили. А мой первый фильм начинается с посвящения Сергею Герасимову. На студии сказали убрать, потому что, если узнает Климов, меня в порошок сотрут. Это было еще до моего конфликта с ним по "Мастеру и Маргарите". Я сказал, что своего духовного отца не предам.

Другое дело, как бы партия не называлась, но те идеалы и жизненные принципы, которые исповедовал Герасимов и его верная спутница Макарова, самые правильные.

Сейчас, по опросу, 70% избирателей не довольны ни одной партией. Нужна партия нормальных адекватных людей. Если бы нормальные человеческие идеи были у какой-нибудь партии, она бы победила.

- Какие у вас дальнейшие планы относительно Крыма? Может, новая картина?

- Да. Я сегодня как раз ездил защищать домик Чехова. Хочу снять фильм о Чехове. И его родину Таганрог, и Москву, где он работал, и Крым, где он провел последние годы. То, что существует его дом здесь – это очень важное явление для мировой цивилизации. Чехова любят и ценят во всем мире. Хочется показать писателя через наши фильмы.

- Когда мы увидим Чехова?

- Пока работаю над сценарием.

- Кто будет в роли писателя, уже придумали?

- Нет, пока думаю. Сложилось мнение, что Чехов был скучным и тщедушным. На самом деле, он был очень крепким, жизнерадостным и жизнелюбивым. В последние годы у него была чахотка. Но до этого он всю жизнь был очень энергичным, веселым, атлетичным. Хочу рассказать об этом интересном, полном жизни человеке.

Сталь променял на кинокамеру

Имя: Юрий Кара

Родился: 12.11.1954 в Донецке

Карьера: Заслуженный деятель искусств РФ.

Путь Юрия Викторовича в большое кино оказался витиеватым. Сначала он окончил (1977) физхим Московского института стали и сплавов и несколько лет проработал на производстве инженером. Этот удел ему показался скучным и тогда он решился на поступление во ВГИК (1982). Прошел с первого раза при конкурсе 1000 человек на место и учился "на режиссера" в мастерской С. Герасимова. Сразу же после выпуска дебютировал с картиной "Завтра была война" (1987). Первая же его режиссерская работа была удостоена Золотой медали им. А. Довженко. Попутно открыл для зрителей актрису - Наталью Негоду. Преподает режиссуру на курсах ВГИКа. Зрители знают его по фильмам: "Воры в законе" (1988), "Пиры Валтасара" (1990), "Мастер и Маргарита" (1994), "Я - кукла" (2002), "Звезда эпохи" (2005), "Королев" (2006), "Репортеры" (2007), "Гамлет. ХХI век" (2010).