ТОП 10 новостей
» » "Дешевых" супермаркетов в Украине пока не будет

"Дешевых" супермаркетов в Украине пока не будет

11-10-2018, 11:33
"Дешевых" супермаркетов в Украине пока не будет Международные сети дискаунтеров - магазинов с ограниченным ассортиментом товаров по оптовым ценам - пока не идут на украинский рынок. Не считают актуальным этот формат и украинские сети.Самая популярная немецкая сеть супермаркетов-дискаунтеров, компания Lidl, представлена уже в 26-и странах Европы. К 2013 году компания планирует выйти на рынки Сербии и Литвы. Однако на Украину дискаунт-гигант не собирается. Как сообщил Deutsche Welle пресс-секретарь Lidl Штефан Крюкель, компания хоть и рассматривает различные варианты восточноевропейских стран для развития своего бизнеса, однако возможные даты открытия первых Lidl в Украине говорить еще рано."Еще до разгара кризиса 2008 года сеть Lidl делала попытки наладить сотрудничество с украинским оператором - сетью "Караван", чтобы развивать сеть дискаунтеров в Украине. Однако процесс остановился на этапе переговоров", - рассказывает Игорь Гугля, директор консалтинговой компании в области розничной торговли GT Partners."В Украине нет известных международных дискаунтеров вроде Lidl и Aldi, поскольку в стране присутствует экономическая и политическая нестабильность, а также есть определенные бюрократические барьеры", - пояснила в беседе с Deutsche Welle Катажина Твардзік, которая исследует украинский рынок розничной торговли в международной консалтинговой компании PMR, среди клиентов которой является Lidl. "Международным инвесторам сложно попасть на украинский рынок. Сейчас во всех отраслях розничной торговли представлены украинские компании. В противовес зарубежным компаниям, они знают, как работать с органами местной власти, а также более учитывают потребности украинских потребителей", - говорит Твардзік.Борис Марков, генеральный директор корпорации "АТБ" в интервью Deutsche Welle рассказал, что открывать классический дискаунтер в Украине довольно рискованно для международного оператора, несмотря на то, что такой формат удерживать дешевле, чем традиционный супермаркет. "Простое копирование, например, немецких приемов у нас может не сработать. Магазины такого формата предусматривают соблюдение стандартов при проектировании и строительстве. Одна из основных проблем в этом случае - земельный вопрос", - рассказывает Марков.Дело в том, что почти все участки, которые подходят для строительства объектов торговли, уже заняты, особенно если это касается крупных городов. Директор сети говорит, что покупка уже существующей сети проблему не решит, ведь в Украине нет ни одной сети похожего формата. Менять же формат существующих магазинов очень дорого и долго.Среди международных компаний Metro и Auchan Group - в пятерке крупнейших компаний, которые занимаются развитием сетей продовольственных магазинов. Другой известный оператор REWE Group также представлен в Украине магазинами Billa. Самые известные международные сети супермаркетов в Украине - это Metro Cash&Carry, Real, Auchan, Billa, "Перекресток" и SPAR, однако ни одна из этих сетей не развивает сегмент дискаунтеров.Исходя из последнего исследования компании PMR "Розничная торговля в Украине 2012. Анализ рынка и прогноз развития до 2013 года", дискаунтеры в Украине составляют лишь 6 процентов от общего количества супермаркетов. Для сравнения, в Германии дискаунтеры составляют 18 процентов от всех продовольственных магазинов, в которых немцы ежегодно тратят около 50 миллиардов евро (по данным Ассоциации торговли Германии).Политика "жестких" дискаунтеров предусматривает экономию на всем - на размерах помещений, рекламе, освещении, количества персонала. Ассортимент товара ограничено до 600 наименований в "жестких" и 1500 наименований в "мягких" дискаунтерах. Подавляющее большинство составляют продукты собственного производства, так называемый "private-label". Благодаря экономии на упаковке, рекламе, собственной сети логистики обеспечивается минимальная цена базовых продуктов.Не только для бедных"Когда возникли первые дискаунтеры, они были в основном рассчитаны на людей с небольшим уровнем доходов", - отмечает в интервью Deutsche Welle Штефан Гертель, специалист Ассоциации торговли Германии. "Сегодня же наблюдается тенденция роста популярности дискаунтеров среди довольно состоятельных людей. Теперь дискаунтеры позиционируют себя не как магазины для малообеспеченных, а как магазины для экономных и бережливых", - говорит Гертель."В противовес западноевропейским тенденциям, в Украине совсем другой менталитет потребителей",- отмечает Игорь Гугля. "Украинцы привыкли к комфортных покупок с широким ассортиментом продуктов, качественным обслуживанием, приятным сервисом", - говорит он. Главные три сети украинских дискаунтеров "АТБ", "Фора" и "Брусничка" составляют около 94% рынка, и бесспорным лидером является днепропетровская группа "АТБ", которая сегодня представлена 530 магазинами, которые находятся в 149 городах Украины. В 2011 году сеть открыла 91 магазин.Генеральный директор корпорации "АТБ" Борис Марков считает, что украинский дискаунтер - это не совсем дискаунтер в западноевропейском понимании, в магазинах больший ассортимент и другая ассортиментная матрица. В то же время компания охотно использует опыт международных операторов Aldi и Lidl и привлекает к работе консультантов, которые в прошлом имели опыт работы в этих международных сетях."Мы считаем себя украинским "мягким" дискаунтером, хотя ассортимент в наших магазинах составляет 3000 - 3500 наименований в зависимости от размера и концепции магазина. Мы экспериментировали с запуском жесткого дискаунтера, и эксперимент показал, что наш рынок еще не совсем готов к такого четкого форматирования и позиционирования. Исторически так сложилось, что в советские времена люди были очень сильно ограничены в ассортименте, и не так давно получив возможность выбирать, они не захотят резко от нее отказываться".Марков также считает, что рынок сегодня не достаточно готов к этому формату с точки зрения производителей, поскольку основным конкурентным преимуществом дискаунтеров является цена, которой можно достичь лишь на высоко конкурентном рынке, которого в Украине нет.