ТОП 10 новостей
» » Кабмин выяснит, сколько стоит украинская труба

Кабмин выяснит, сколько стоит украинская труба

30-06-2015, 12:23
Кабмин выяснит, сколько стоит украинская труба

В Кабинете Министров планируют провести оценку украинской газотранспортной системы (ГТС) с помощью одного из крупнейших мировых аудиторов. ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 году - в 24,8 млрд долларов, а в 2009 году - в 9,9 млрд долларов. По мнению экспертов, справедливая стоимость скорее всего окажется ближе к верхнему пределу, хотя за последние пять лет актив и потерял в цене, пишет газета "Коммерсантъ-Украина".

Согласно выводам консалтинговой компании "Имидж", подписанным ее директором Надеждой Николаенко и направленным руководству НАК "Нафтогаз Украины", в 2007 году компания проводила оценку украинской газотранспортной системы и подземных газохранилищ "для отображения переоцененных основных фондов в бухгалтерском учете украинской монополии", отмечает издание. Оценка осуществлялась согласно условиям договора от 22 июня 2007 года по инициативе тогдашнего главы НАК Евгения Бакулина. Согласно отчету исполнителя, совокупная справедливая стоимость основных средств ДК "Укртрансгаз" по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 125,7 млрд грн., или 24,8 млрд долларов (по курсу НБУ на то время).

В 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко имела место еще одна оценка украинской ГТС, на этот раз консалтинговой компанией "Увекон". Как следует из письма директора "Увекона" Владимира Шалаева №96 от 31 мая 2009 года, компания провела оценку "с целью отражения этой стоимости в финансовой отчетности заказчика, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". В своем письме Шалаев указывает, что его оценка базируется на информации, полученной от заказчика, и представляет собой "сумму, на которую можно обменять активы при заключении соглашения между знающими, заинтересованными и независимыми сторонами". Согласно отчету "Увекона", совокупная справедливая стоимость основных средств и объектов, принадлежащих ДК "Укртрансгаз", составила 79,5 млрд грн, или 9,9 млрд долларов (по курсу НБУ на то время). В документе утверждается, что совокупная стоимость активов "Укртрансгаза" на дату проведения оценки "экономически обесценилась", пишет издание.

В пресс-службе Кабмина заявили, что 8 февраля на заседании правительства было принято протокольное поручение о проведении еще одной оценки украинской ГТС. Она будет осуществляться по поручению Президента Виктора Януковича в рамках реформирования НАК "Нафтогаз Украины". Проектом программы реформирования предусмотрена инвентаризация активов НАК и ее дочерних предприятий, в частности "Укртрансгаза", который является оператором газотранспортной системы.

Высокопоставленный источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго отметил, что аудит важен как для проведения IPO "Нафтогаза", так и в целях создания консорциума по управлению украинской ГТС.

По мнению аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, оценка 2007 года объективнее той, что предоставил "Увекон". "В свое время мы также оценивали стоимость украинской ГТС, основываясь на цене белорусской газопроводной системы. Так вот, если белорусская ГТС стоит 5 млрд долларов, то украинская система, исходя из ее мощности, должна действительно стоить 24 млрд долларов. Это объективная оценка", - говорит Саква.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в свою очередь отмечает, что когда "Газпром" проводил оценку белорусской ГТС, еще не существовало газопровода Nord Stream, способного снизить загрузку украинской ГТС на 10-15 млрд куб м газа в год. "Поэтому логично предположить, что цена все-таки будет ниже, но, конечно, не настолько, чтобы составить 9,9 млрд",- говорит главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин.

Шеин отмечает, что тем, кто будет давать новую оценку, придется считаться с результатами предыдущих. "По сути, они задали рамки для их работы - поставить цену на ГТС выше, чем она была в 2007 году, до финансового кризиса и запуска Nord Stream, никто не решится. А поставить цену ниже 9,9 млрд долларов для правительства Николая Азарова крайне невыгодно, поскольку тогда будет выглядеть так, как будто он продешевил, и Юлия Тимошенко оценила газопроводную систему дороже, чем нынешняя власть",- отмечает Дмитрий Марунич.

"Наличие столь разных оценок может осложнить ход переговоров с Россией о создании ГТС: нынешние власти будут стараться вести переговоры с оглядкой на предыдущие оценки, что может помешать в принятии объективных решений",- говорит Максим Шеин.

А управляющий партнер Astapov Lawyers Андрей Астапов отмечает, что если ГТС в результате будет продана либо внесена в консорциум исходя из оценок ниже 9,9 млрд долларов, теоретически это может стать предметом судебных разбирательств и поводом для возбуждения уголовного дела. "Действительно, если власть поменяется, то у прокуратуры теоретически в любой момент могут появиться основания для обвинений в отчуждении или продаже госсобственности по заниженной цене и, соответственно, предъявления обвинения в рамках статьи 365 УК "Превышение власти или должностных полномочий",- говорит Астапов.

Как сообщал World News Agency, глава "Газпрома" Алексей Миллер на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным 30 декабря 2011 года заявил, что Украина оценила свою газотранспортную систему в 20 млрд долларов и просит скидку на газ в 9 млрд долларов ежегодно в случае создания газотранспортного консорциума.

16 января в СМИ появилась информация о том, что "Газпром" предложил выкупить украинскую газотранспортную систему за 4 млрд долларов, однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже.

По мнению экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, по самым скромным оценкам в сегодняшних ценовых координатах украинская ГТС стоит более 200 млрд евро.