ТОП 10 новостей
» » В.В. Путин напечатал программную статью о социальной политике для Российской Федерации

В.В. Путин напечатал программную статью о социальной политике для Российской Федерации

12-08-2015, 11:48
В.В. Путин напечатал программную статью о социальной политике для Российской Федерации Новая статья председателя правительства Российской Федерации В.Путина, посвященная социальной политике в Российской Федерации, была опубликована сегодня в газете «Комсомольская правда». СТРОИТЕЛЬСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ Российской Федерации Россия — социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы затраты бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние 4 года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза — а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 — 2009 годов. Более того, даже в этот период росла заработная плата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива. Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это помощь слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей — справедливо ли устроено общество, в котором мы живем. Я не буду говорить об успехах — они есть. И в демографической политике, где удалось добиться серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре. Но сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития Российской Федерации. Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, обнаружить такую работу, которая позволяла бы иметь достойную заработную плату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема сильно обострилась в последние годы, когда очень много молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы. Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация прибыли. Каждый восьмой гражданин Российской Федерации все еще проживает за официальной чертой бедности. Третье. За первое десятилетие XXI столетия принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 — 12 лет назад речь шла в основном о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, в превую очередь пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к данному. Население, и первым делом «средний класс», образованные и прекрасно зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в данных сферах. Далеки от решения задачи возникновения удобной среды проживания. Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение результативности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию — другого выхода у нас просто нет. Социальное определение экономики Люди разного призвания — предприниматели, рабочие, профессионалы, «бюджетники» — должны иметь поле для выполнения своего потенциала, поле для профессионального и социального роста. Первое. Инженер, агроном, экономист, дизайнер — каждый из специалистов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит — постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей. Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К несчастью, итоги очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря — это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы страны. Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и возникновения открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций. Второе. В любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры — это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали. Непременно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образования и здравоохранения. Ликвидировать ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждения, которые работают откровенно плохо. Но ведь такая работа велась начиная с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, менялись системы управления, вводились механизмы внешней оценки. Пока это не привело к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения. По всей видимости, потому, что из рассмотрения постоянно выпадало самое главное — мотивация людей, которые работают в данных отраслях. Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие — все усилия по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы данных секторов уйдут в песок. Эффективно управлять свойством медпомощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов — это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом. Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную оплату не с абстрактными величинами, которые можно отыскать в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес. При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Нужно гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат. Мы сделали 1-й шаг в образовании эффективного контракта с учителями — а это млн. человек. Начиная с данного года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю заработную плату учителей не ниже средней по экономике региона. Начиная с 1 сентября данного года будет повышена оплата труда преподавателей государственных высших учебных заведений — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 — 2018 гг. средняя заработная плата профессоров и преподавателей высших учебных заведений будет потихоньку увеличена еще в 2 раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная заработная плата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные итоги и пользуется уважением студентов и выпускников. С каждым годом доля таких лучших специалистов будет расти. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим нужное обновление кадров высшей школы. Ресурсы для выполнения этой задачи обеспечит государство — через регулярное увеличение нормативного финансирования программ высшего образования. А конкретную ответственность за ее исполнение будут нести ректоры высших учебных заведений — мы включим соответствующие показатели в их контракты. Аналогично за несколько лет будет потихоньку повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы — 200% от средней зарплаты по региону. Реализация этой задачи потребует заметных ресурсов — в сумме до 1,5 процентов ВВП в год. Важно применять серьезные внутренние резервы отраслей — к примеру, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств. В конце концов заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам определенных услуг. Для руководителей высших учебных заведений, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с раньше принятыми решениями по государственным корпорациям обязательность декларирования прибыли. Третье. Не менее значимая проблема — квалификация и социальное самочувствие рабочих — тех, кто является становым хребтом любой экономики. Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий — это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка — квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности. Между тем некоторые владельцы и управляющие организаций продолжают вести себя так, будто на дворе начало прошлого столетия. Как будто можно утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам — на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%. Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется — к примеру, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива — от графиков времени работы до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников. Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Нужно построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В Российской Федерации надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников — около десяти млн. человек (с семьями — 25 млн.). Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных организаций, как это де-факто сложилось в данный момент. Это повысит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конце концов — их заработки. Четвертое. Мы совершенно недостаточно заботимся о возможностях, которые рынок труда предоставляет тем нашим гражданам, кто владеет не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому трудно «вписаться» в стандартные трудовые отношения. Это в превую очередь люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий). Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры — и при необходимости предпринять дополнительные шаги в такой сфере. В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать — обнаружить свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы — до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места. Пятое. Предприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов. Тогда предпринимательство, с одной стороны, часто было сопряжено буквально с риском для жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой — частенько сводилось к дележу государственного имущества. Отсюда недоверие многих граждан к предпринимателям и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству. Многие наши граждане все еще частенько считают всякую крупную собственность несправедливо приобретенной и расценивают крупных предпринимателей скорее как светских персонажей, чем как творцов, чья деятельность служит двигателем развития страны. (Отчасти поводы к данному дают и некоторые предприниматели.) Нужна история не просто успеха — но справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других. В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, это управляющие, те, кто сегодня располагается на втором-третьем этажах управления. Эти люди прекрасно осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса. Шанс для молодой бизнес-элиты в наступившем десятилетии — это управление частными корпорациями нового вида, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хозяина — и тем самым устойчивы к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами. * * * На фоне общего повышения уровня прибыли слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация прибыли соответствует США и гораздо выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации прибыли естественна для зрелой рыночной экономики, тем не менее избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому самая важная задача — уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так — и первым делом — за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень прибыли. Нефтегазовые доходы «протекают» внутрь экономики неравномерно. Увеличивать перераспределительные мощности страны уже некуда. Уверен — только по мере роста новых секторов, развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. Где каждый зарабатывает своим трудом и талантом. Но тем, кто не может зарабатывать — или еще не работает, — государство будет адресно помогать. Пенсии и социальная поддержка Предоставляемыми государством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. Нам удалось гораздо поднять уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась увеличением цен. Вместе с тем на 1-й план выдвигается проблема помощи семьям с детьми. Государство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей к рождению второго и последующих детей. Эти меры, в превую очередь введение материнского капитала, стали приносить первые итоги. Рождаемость увеличивается, и это радует. Но семья с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкивается с ситуацией, когда мать не имеет возможности работать, а детям сложно дать то, что получают те их сверстники, которые являются единственными детьми у своих родителей. Да и при одном ребенке молодая семья испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще как следует утвердиться в своей профессии и вынуждены снимать жилье. Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию — национальная задача на предстоящие 3 — 4 года. Сегодня размеры большей части пособий на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации они, прямо скажем, постыдно малы. В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго ребенка, включая и материнский капитал, который постоянно индексируется. Практика использования данных мер показала их результативность. Сегодня считаю возможным сделать еще один шаг вперед. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются отрицательные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума ребенка. Точно — это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет помощь регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Это начало — давайте посмотрим, насколько полезной такая программа окажется. Если дело пойдет прекрасно и экономические условия будут благоприятны — будем искать возможность поддержать и другие регионы. Хочу напомнить — те или другие меры поддержки отдельных групп регионов применялись и в советское время — к примеру, для Дальнего Востока. Ожидаю, что регионы с хорошей бюджетной обеспеченностью внесут важный вклад в эту инициативу, взяв на себя большую долю расходов или увеличивая сумму помощи семьям. Естественно, такие пособия не должны получать семьи, где родители имеют высокие доходы. Будет правильно ввести заявительный принцип предоставления пособий. Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход на человека, к примеру, не выше, чем средний по региону. Пособие будет предоставляться без долгих предварительных проверок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий, обращая особое внимание, к примеру, на владельцев дорогой недвижимости. Думаю, что схожим образом надо будет со временем поступать и с другими выплатами, призванными помогать нуждающимся. Мы не можем останавливаться и в совершенствовании пенсионной системы. Пенсионное обеспечение, наверное, является наибольшим достижением — и крупнейшей проблемой для нашей страны. Достаточно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта — это четверть всего бюджета «расширенного правительства». Из-за краха экономики в 90-х годах у нас почти не было выбора — мы обязаны были вытащить стариков из нищеты. Напомню — в 1-й же год после начала реформ, в 1992 г., реальный размер пенсии опустился наполовину от уровня предыдущего года, потом после слабых попыток его поднять на основе разнообразных индексаций и доплат наступил кризисный 1998 г., который спровоцировал новое обрушение пенсий. На такой основе просто нельзя было жить. На восстановление размера пенсий у нас ушло больше 10 лет. Если заработная плата и общий уровень прибыли восстановились к середине 2000-х гг., то полного восстановления размера пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добиться лишь в 2010 г. благодаря валоризации пенсионных прав и введения доплат к минимальным пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера. Долги необходимо отдавать. Российское правительство этот долг отдало. Часто рассказывают — зачем Правительство подняло пенсии в 2009 году, почти сразу после голосования Президента? Сделай власть это сегодня, сейчас — и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ходят на выборы. Отвечу. Мы сделали это, как только смогли, как только возникла первая экономическая возможность. Все другое было бы безнравственно. Пенсии безусловно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста. Вместе с тем нужно учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато сильно увеличить ее будущий размер. Уже в самое ближайшие дни надо предугадать такую возможность. Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решения, которое достигается при помощи страны, в сотрудничестве с государством, но не только силами страны. Это предполагает прежде всего развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не начал работу. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в итоге низка их привлекательность. Между тем в отсутствие серьезного накопительного компонента едва ли удастся снизить неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после завершения трудовой деятельности. Государство может и обязано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Но если человек, получая высокую заработную плату, привык не стеснять себя в тратах и не откладывает на будущее — реалистично ли требовать, чтобы государство сохранило ему привычный уровень жизни после ухода на пенсию? Если нет накопительного компонента, сделать это можно только за счет платежей всех, кто работает. А ведь соотношение численности работающих и пенсионеров в предстоящий период сильно снизится. Вместе с тем надеяться только на обычные сбережения, вероятно, невозможно. Когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости — дополнять их своими средствами. Образование и культура Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. При этом мы не будем отказываться от своего главного достижения — доступности образования. Но мы испытываем серьезные проблемы с свойством образования. В качестве первоочередных национальных задач вижу следующие. Первое. В течение ближайших 4-х лет ликвидировать очереди в детские сады. В т. ч. — за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов. Второе. Обеспечить социальное равенство в получении образования. Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, обычно, с благополучными детьми, должны получать специальную помощь — и методическую, и кадровую, и финансовую. Третье. За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла важную часть своих кадровых и денежных ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть — бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации — детский спорт. Число спортивных школ и секций повышается, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей. Нужно вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности страны — на региональный уровень, оказывая при необходимости помощь из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В итоге данных мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 — 75%, в т. ч. не менее 50% — на бесплатной основе. Четвертое. Предстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы — надо признать — серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 — 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков. Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране — традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через 10 лет самым лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества. Пятое. Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, прекрасно учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. На данный момент это обозначает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки. За всем данным должны следить сами студенческие коллективы — студенты знают, как живут их товарищи, их сложно будет обмануть подложными справками. При этом мы непременно продолжим практику выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показывает выдающиеся итоги в учебе и научной работе. Шестое. Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последние дни ее часто критикуют, и во многом справедливо — есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом — сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду — принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное — возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах. Седьмое. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает понизить прием в вузы, чтобы очень много молодых людей ограничивались обучением в техникумах или в системе профобразования. Эти предложения не учитывают настроя молодежи, причем настроя конструктивного, ценного для общества. Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда выпускник высшего учебного заведения заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина данного — несоответствие структуры бюджетных мест и реальных нужд рынка труда. Абитуриенты видят это несоответствие — поэтому на «избыточные» бюджетные места поступают те, кто не собирается работать по специальности — а часто и не имеет для данного минимальной подготовки. Когда больше половины студентов очного обучения, начиная с третьего курса, учатся урывками, потому что вне связи с будущей профессией работают где-то почти на полную ставку — это значит, что мы неэффективно применяем до четверти бюджетных средств, направляемых в высшее образование — больше 100 млрд. рублей в год. Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем на бюджетные места (в т. ч. в сложных инженерных высших учебных заведениях) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут большей частью те, кто имеет великолепные и хорошие итоги по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад. Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Мы — вместе с другими развитыми странами — уже нашли оптимальную форму подготовки специалистов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке определенной квалификации. Теперь нужно последовательно его развивать. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 — 40% выпуска наших высших учебных заведений. Восьмое. Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество высших учебных заведений (в т. ч. государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 — 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. Прежде всего — по экономике, юриспруденции, управлению, социологии. Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Этот процесс уже стартовал. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на нужную дополнительную подготовку студентов «присоединенных» высших учебных заведений. Девятое. Восстановить престиж и злободневность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, обычно, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В такой ситуации понадобится не 3 — 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет в самом деле напряженный учебный труд — на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько необходимо. Формировать такие центры будем совместными усилиями страны и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проходит обучение по широкому набору таких программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где они работают эффективно и люди ими довольны. Инвестиции в образование станут нашим главным бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры. Надо признать, — в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой — широкое распространение Internet, в котором неплохо представлены в т. ч. вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы данного вида активности отставали от роста коммерческой составляющей в области времяпрепровождения. Излишне коммерциализированными (а многие рассказывают прямо — пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов. В итоге мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров увеличилось, а количество их посещений — упало. Было бы неправильно административными методами подавлять коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов люди голосуют своими деньгами. Тем не менее миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано формировать необходимые условия для выполнения этой миссии. Первое. Нужно обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит создание публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей. Второе. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации времяпрепровождения людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества — начиная со школы, где нужно предугадать позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов Российской Федерации. В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. «Ночи музеев» успешно проходят в Москве, в других наших городах. Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там самый большой дефицит культурного времяпрепровождения. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать — и широко обсудить с интеллигенцией — проект государственной программы развития культуры в малых городах. С учетом того, что значительная часть музейных ценностей располагается в запасниках, а не в выставочных залах — надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов Российской Федерации, даст возможность многим людям прикоснуться к высокой культуре. Третье. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в т. ч. молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из различных стран — предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом. Такие международные центры есть во многих городах Европы и вносят большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры. В свою очередь, мы будем расширять стипендиальные программы и для молодых российских деятелей искусств — давая им возможность поработать в новых для себя городах и регионах. Четвертое. Цифровое ТВ позволяет создать общенациональные специализированные каналы. Нам необходимо иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, естественно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста. Сохранение человека В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это время нужно решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения. Первое. Пациенты не удовлетворены свойством медицинских услуг. Первым делом это связано с квалификацией врачей и медсестер. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков нужно в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть основную роль в такой оценке. Второе. Немалые резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его организации. Чаще всего амбулаторное лечение комфортнее для пациента и стоит меньше для страны. Недаром в экономически развитых государствах его доля в составе медпомощи намного выше, чем у нас. Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность находится в зависимости от используемых медикаментов. Нужна продуманная дорожная карта развития лекарственного обеспечения. Иначе мы просто потратимся на подарок зарубежной фарминдустрии. Мы уже приняли программу развития отечественной провизорской промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели огромные средства — больше 120 млрд. рублей. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество — а не сами изготовители лекарств и оборудования. Третье. Нужно увеличить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня у нас 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% постоянно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом очень много опрошенных уверено, что следят за своим здоровьем! Четвертое. Охрана здоровья — это в превую очередь предотвращение болезней, и ключевую роль здесь имеет создание здорового образа жизни. Мы будем формировать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака. Жилье Обеспеченность граждан Российской Федерации жильем с советского времени выросла на 40% — до 22 мІ на человека. Доля коммуналок упала в 4 раза. Но если сравнивать с европейскими странами, с США, — то, что мы имеем, смотрится очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. У нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или купить новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю заработную плату, то на квартиру в 54 мІ в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас — за 4,5. (Это при том, что относительная стоимость большей части товаров резко упала, они стали доступнее). Именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в такой сфере искажает жизненные преимущества людей. Мы сегодня помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям. Переселяем людей из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. Мы подсчитали свои возможности — до конца 2012 года выделим на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 млрд. рублей. Хочу сказать — мы будем продолжать и расширять эту практику, первым делом для молодых семей с детьми. Но данного недостаточно. Средний класс должен иметь возможность купить новое жилье, применяя ипотечные механизмы. Пока ипотека недоступна для большей половины среднего класса, особенно в самых крупных городах, где стоимость жилья завышена. Что мы предполагаем делать? Первое — снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на стройматериалы, завершения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Он сегодня буквально тонет в согласованиях. Наверное, 2 трети усилий и расходов экспертов строительных фирм приходятся на прохождение многогранно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства. Мы введем конкурентный порядок экспертизы строительных проектов — сегодня многие проекты лежат там буквально годами. Строители могут обратиться не только к государственной, но и к частной экспертизе. Мы переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные — строителям это позволит сэкономить огромные ресурсы. На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, к примеру, монополия даже на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то эти карьеры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами. В сумме мы можем понизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах — до 30%. Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков — как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети (я об этом писал в «экономической» статье), так и в итоге изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. Здесь не может быть никаких «священных коров». При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты — бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). Правительство представит соответствующую программу не позже осени данного года. Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со уменьшением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы — вида немецких стройсберкасс. Мы начали ряд региональных пилотных проектов в такой сфере, будем их расширять. Наконец мы будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил. Четвертое. Наряду с расширением возможностей приобрести квартиру надо создать цивилизованный рынок жилья, сдающегося в аренду. В большинстве стран Европы, к примеру, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по данному поводу никакой ущемленности. Для данного надо стимулировать создание специализированных компаний — как самими девелоперами, так и независимых. Создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Ведь сегодня у нас тот, кто снимает квартиру, психологически «проживает на чемоданах». Считаю это важным еще и потому, что доступное жилье, сдающееся в аренду — это важное условие роста территориальной мобильности наших граждан, экономической конкуренции городов и регионов. Для людей с невысокими доходами будем формировать программы развития некоммерческой аренды жилья. В сумме представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году — снять проблему полностью. Среда обитания Особая, больная проблема для нашей страны — состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и, надо признать, — возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. При этом качество многих услуг — от уборки домов и близлежащих территорий до ремонта жилого фонда — совершенно не соответствует их стоимости. Данные из многих регионов свидетельствуют: проблема в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков коммунальных услуг. В неумении — или нежелании местной власти выстроить конкурентные условия на данном рынке. Неподготовленные люди (а больше всего страдают пожилые люди с невысокими доходами) часто оказываются оставлены один на один с фирмой-монополистом. Региональные и здешние органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Можно это делать, дотируя из бюджета единственную любимую фирму. А можно — приложив усилия к тому, чтобы рынок ЖКХ в твоем городе притягивал большое количество фирм-конкурентов. Общими усилиями нам нужно навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Первое. Нужно широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать создание сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права, ревизировать осуществление предприятиями ЖКХ своих обязательств. Второе. Перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. При этом важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет. Третье. Только за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить изменение в соответствии с современными требованиями ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса в ЖКХ — реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. Для данного стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на 3 года вперед, а ставки оплаты на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и покупателю, и инвестору. Главное — ставки оплаты будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг. Сбережение Российской Федерации На нашей территории сконцентрировано порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население — это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами. Сегодня в Российской Федерации проживает 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии — т. е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер — к 2050 году оно составит порядка 107 млн. человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения — население Российской Федерации увеличится до 154 млн. человек. Следовательно — историческая цена выбора между действием и бездействием — почти 50 млн. человеческих жизней в ближайшие 40 лет. Первое. Помощь многодетных семей. Выше я уже сказал о мерах по преодолению временной бедности, связанной с рождением третьего ребенка. Дополнительно к данному должна быть реализована специальная программа по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми. Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Они дадут возможность успешно сочетать материнство и профессиональную деятельность — гибкий трудовой график, дистанционная занятость, детские сады и ясли. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. А работодатель, принимающий ее на работу, — содействие от страны. Второе. Для решения демографических проблем объективно понадобится «умная» миграционная политика, возведенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Необходимо будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. Первым делом за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных экспертов, перспективной молодежи. У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо — она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь возвратиться к данному вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят возвратиться на свою историческую Родину. Я уже говорил (в статье о национальной политике), что главным, главным условием для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. Предлагаю снять все ограничения для тех иностранцев, которые на общих основаниях с гражданами Российской Федерации (т.е., сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Сильно упростить путь к получению вида на жительство и потом — гражданства Российской Федерации для выпускников наших высших учебных заведений, устроившихся на работу по специальности. Вокруг задачи развития человеческого потенциала Российской Федерации мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «голосования до голосования», а на долгосрочную, в полном смысле — историческую перспективу. * * * * * Ключевая проблема социальной политики Российской Федерации — даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам нужно в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без данного; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных заведениях, выше интересов тех, на кого они работают. В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы. Статья «Строительство справедливости. Социальная политика для Российской Федерации» доступна на internet-сайте премьер-министра. По материалам  NewsProm.Ru