ТОП 10 новостей

И снова мир пугает Оно

27-06-2019, 09:08
Режиссёр, экранизирующий любое из произведений Кинга, очень сильно рискует. Книги Кинга цепляют прежде всего детализацией, интересно прописанными главными героями, хотя нет, всеми героями, а обстоятельства, будь то монстр, питающийся детскими страхами (а затем и самими детьми) или нечто неведомое, утаскивающее людей в густой туман -
всего лишь декорация, позволяющее мастеру слова гнуть и выворачивать наизнанку характеры своих героев. Центром любой книги Короля Ужасов всегда были персонажи, а не действие. Плюс сложность для режиссёра добавляет то, что Кинг на бумаге не привык экономить - то же тысячестраничное "Оно" невозможно впихнуть в сто сорок минут хронометража. В общем, Андрес Мускетти, автор неплохого ужастика "Мама", мог или моментально возвеличить себя, обеспечив работой на десяток лет вперед, или похоронить свою начинающуюся карьеру. Надеюсь, после рейтинга в 90% на "Томатах" (а из первых 30 вообще все рецензии были более положительные) я не должна отвечать на вопрос, получилось у него или нет.
В "Оно" прекрасно всё. От каста до музыки, от режиссуры до спецэффектов, от гениальной переделки первоисточника в фильм до прописанных будто бы не Мускетти, а самим Кингом характеров и диалогов (хотя так оно и есть, но в "Тёмной башне" тоже так и было), от сбалансированного хронометража (серьёзно, когда фильм идёт два с половиной часа и не кажется затянутым, это очень дорогого стоит) до мягких намёков на "ту самую сцену" в эндшпиле книги, которую никогда никто не экранизирует, во всяком случае с 12-летним кастом. На нашем сайте читайте другие обзоры фильмов ужасов
Когда экранизируешь ту из работ Кинга, у которой раньше уже были экранизации (а у "Оно" был качественный мини-сериал с Тимом Карри в роли Пеннивайза), рискуешь ещё больше. На этом уже обожглись недавний сериал "Мгла", в пух и прах проигрывающий одноимённому фильму, а несколькими годами ранее "Кэрри" с тогда ещё подающей большие надежды Хлоей Моретц. Но это "Оно" - это точно не тот случай. Отныне есть только один Пеннивайз и одна Беверли Маршал.
Режиссура - это самый настоящий праздник фаната старых фильмов. Сняты все табу, которые негласно введены в современный кинематограф очень и очень давно. У маленьких детей отрезают руки, им вырезают на животах буквы ножом их старшие сверстники, родители повально всех предоставляют зачастую не меньшую угрозу, чем сам Пеннивайз, а ужасы каждого из детей сняты так, что фильм почти не страдает самоповторами, что обычно и губит в ужастиках сам элемент страха. Да и их общение между собой настолько естественно и при этом не кастрировано современной этикой фильмов, что хочешь вломиться с бомбой в студии крупнейших производителей кино и потребовать снимать диалоги и общение так и только так. Про различные фигуры речи и жестикуляцию я уже и не говорю.
Не один фильм не может считаться хотя бы хорошим, не обладая нужным подбором актёров. И самое тяжёлое - делать фильм, в котором почти всё время ведущие роли занимают дети. Следуя примеру нашумевшего в прошлом году сериала "Очень странные дела", дети-актёры в "Оно" не просто не выбиваются и не портят атмосферу, они настолько хороши, что сейчас кажется все они в недалёком будущем как минимум повальные номинанты на "Оскар".
Главным открытием фильма является исполнительница роли Беверли 15-летняя Софи Лиллис. Не имея за плечами серьёзного актёрского опыта, она одними глазами ворует сердца половины мальчишек, а заодно и внимание зрителей. Кажется, что она была рождена для этой роли. Джейден Либерер достаточно уверенно составляет ей пару, но актёрский опыт этой пары (пока) несопостовим. Тем удивительнее уверенность и раскованность Софи.
А за юмор, чертовски детский, забавный и неожиданно взрослый в основном отвечает наш старый знакомый Вульфхард (Майк из "Очень странных дел"). Если зал не хохотал хотя бы раз пять-шесть за фильм - значит, вы либо попали на сеанс глухонемых, либо просто решили посмотреть его на домашнем кинотеатре. Да и другие дети - яркие, не теряется не один, но самое главное - они все живые, это не набор картонок с функциями уровня условного "Дивергента".
Что же касается виновника творящегося на экране абзаца, Пеннивайза, то есть Скарсгарда... Уважаемые "Warner Brothers", срочно гоните Джареда Лето. Кажется, мы только что случайно нашли вам претендента на роль Джокера, который имеет шансы составить конкуренцию Никлсону и Леджеру. Безумия не обещаю, зато ещё не один суперзлодей в истории кинокомиксов не будет так пугать. Серьёзно, клоун Скарсгарда - это самый жутчайший клоун из когда-либо показанных на экране, в исполнении вечно элегантного красавчика (в других своих ролях), в способность которого пугать, кажется, вообще никто не верил, Пеннивайз заставит слабонервных зрителей дёргаться в кресле, пиная соседей, а более искушённых - рукоплескать так неожиданно открывшемуся таланту актёра.
Мускетти ухитряется соблюсти правильный баланс и дать Пеннивайзу ровно столько экранного времени, чтобы он успел всех, включая зрителей, изрядно попугать, некоторых довести до обморока, кое-кого сожрать, но при этом не украл весь фильм, первоисточник которого в первую очередь психологический триллер о страхах и взрослении детей, а ужастик только потом. Вообще, при просмотре создаётся впечатление, что фильм делали два человека, настолько неожиданно он прыгает от жанра лампового сериала про жизнь детей к страшной хрени, бегущей за тобой по коридору и тянущуюся к тебе своими страшными глазами. Вот герои купаются в речке (шестеро мальчишек и девочка, угадайте, на что пялятся шесть пар глаз) а вот к тебе из темноты идут мертвецы, демоны, страшный кошмар Да Винчи, клоуны, клоуны, клоуны, или просто тебя заливает кровью похлеще, чем Эша в "Зловещих мертвецах". Вообще "Оно" идеально сделано под стереоскопию, но автор данного текста почему-то такой сеанс не нашла. Может, плохо искала, а может создатели после финального монтажа прикинули частоту потенциальных сердечных приступов и отказались от этой затеи. Потому что местами страшно до чёртиков. Я вообще не фанат жанра "ужасы", но последний раз в кинотеатре мне настолько не по себе было в заключительном аккорде третьего "Паранормального явления", когда я пришла на ночной сеанс и оказалась в зале одна.
Чтобы вы получили оргазм от просмотра, нужно две вещи. Во-первых, вы не должны бояться ужасов. Если этот жанр - не ваш, лучше пропустите, поберегите свои нервы и здоровье. Если "во-первых" к вам не относится, то всё, что вам нужно - это на время забыть о книге. Фильм Мускетти - это всё-таки самостоятельное произведение "на основе", а не добуквенная экранизация. Если вам это удастся, то я желаю вам удачного просмотра одного из лучших фильмов 2017 года. Почитать обзоры игр можно на сайте https://www.kontinuumtower.ru/
Лишь время покажет, войдёт ли "Оно" в золотую коллекцию экранизаций книг Стивена Кинга, как это ранее сделали "Зелёная миля", "Побег из Шоушенка", "Кэрри", "Сияние", "Мгла", "1408" и "Мизери". Но есть серьёзное подозрение, что войдёт, потому что причин сделать обратное у фильма просто нет.
А пока остаётся лишь жалеть, что сиквел, в котором по идее действие будет перенесено на 27 лет вперёд, будет лишен таких замечательных детей. Как сказал один замечательный человек, "Stylish, smart, femme fatale".