Вуди, Нью-Йорк, Барселона

28-03-2019, 17:16
Последние четыре фильма Вуди Аллена (в этот список входит и «Вики Кристина Барселона») можно назвать и европейским периодом, и периодом Скарлетт Йоханссон. Новая муза, новое место, отсутствие режиссера в кадре — теперь он не участник им самим же придуманных историй, а наблюдатель и отчасти кукловод: «Вики Кристина Барселона» действительно слегка напоминает кукольную пьесу-притчу на тему «Найди то, что тебе подходит, даже если тебе не подходит ничего».В Барселону приезжают две американские туристки, серьезная брюнетка Вики (Ребекка Холл) и блондинка Кристина (Скарлетт Йоханссон), считающая страдания неотъемлемым моментом страсти. Вики помолвлена, свадьба скоро, в такие периоды масса женщин задумывается о «последнем глотке свободы». А Кристине хочется чего-то новенького и немного помучиться. И, конечно же, Вуди Аллен выводит на сцену великолепного испанца (Хавьер Бардем) — художника в красной рубашке по имени Хуан Антонио — и искренне любуется им: сам Аллен теперь за кадром, дергает за ниточки, и его тощему невротику не надо ни теряться перед красавцем, ни пытаться победить его в интеллектуальном споре, поэтому Бардема в фильме много. О Фрейде в европейских фильмах Аллена не говорят, но Хуан Антонио исповедует принцип удовольствия так очевидно, что об этом и говорить не надо: еда, вино, секс, гитара, катание на велосипедах. Похоже, такие чувства, как неловкость или смущение, ему несвойственны — идеальный человек для любовного треугольника.Таких треугольников в этой истории много, из них, можно сказать, сплетена ткань фильма, где все довольные своей жизнью герои скучны, а интересны и ярки те, кому явно чего-то или кого-то не хватает. Кристина навсегда останется среди вторых — ее вечное стремление к «новенькому» не удовлетворит жизнь втроем с Хуаном Антонио и его отчаянной бывшей женой Марией Еленой (Пенелопа Крус), испанская страсть, ссоры и угрозы самоубийства перестанут развлекать. Вики же будет мечтать об этом, рваться к неожиданному из своего мира, где есть прекрасный муж, добрые друзья и звучат разговоры о том, как лучше обставить дом. Но Вуди Аллен, постепенно выстраивающий судьбу своих героев, довольно жестоко остановит ее, и плачущая Вики поймет: «Нет, это не моя жизнь». Испанское лето закончится, на фотографиях останутся увитые виноградом домики, Хуан Антонио и его страстный бычий взгляд, Мария Елена с вечной сигаретой; вкус того же самого вина в Америке будет совсем другим, не хватать станет не людей, а города, и сложится новый треугольник: Вики, Кристина, Барселона.Но столь любимый Вуди Алленом Нью-Йорк все же мелькнет в паре кадров и будет выглядеть ничуть не менее красиво, чем каталонская столица, — европейский период режиссера, видимо, пока не завершен, но старая любовь не ржавеет; и это, кстати, тоже треугольник: Барселона, Нью-Йорк, Вуди.