ТОП 10 новостей

Покупаем авто на аукционе

15-07-2019, 16:46
Мы давно привыкли к тому, что покупка подержанного автомобиля возможна только "с рук". А ведь российским потребителям уже несколько лет доступны и автоаукционы, где, по сути, сочетаются возможность поторговаться, как на рынке, и уверенность в автомобиле, которую предлагают автосалоны. Если подумать, то такая площадка должна была стать в России не менее популярной, чем за границей. Но реальность очевидна – россияне, как и прежде, нередко покупают "бэушные" машины с темным прошлым и у частников, которых "в случае чего" днем с огнем не сыщешь. Давайте разберемся, как же работают автоаукционы там, где они являются нормой. А также из первых рук узнаем, что они представляют собой в России и когда, наконец, станут у нас популярными.
Как работают автоаукционы в Японии, США и Германии
Япония
Именно опыт японцев был затем перенят американскими и европейскими аукционами. В Японии продажа машин через Авто аукцион чрезвычайно популярна. Высокий уровень жизни, невысокие на этом уровне цены на машины и высокая стоимость нормочаса на местных СТО – эти факторы приводят к тому, что машины японцы обновляют часто. Частный рынок в Стране восходящего солнца существует, но большинство предпочитает обращаться к аукционщикам. Огромная часть "бэушных" машин при этом едет за границу. И совсем недавно пальму первенства по популярности подержанных праворулек у России перехватила Мьянма, о чем мы недавно писали.
Аукционы тщательно следят за тем, что выставляется на их площадках. Дурной опыт грозит им большими проблемами с репутацией и вообще с лицензией. Поэтому в надежности машин с японских аукционов можно не сомневаться. Ну а если автомобиль проблемный, об этом честно сообщается. Самым крупным японским автоаукционом является USS, который имеет площадки во всех крупных городах страны. Сами торги проходят очень быстро и могут занимать всего несколько секунд, настолько много участников. Кстати, участие могут принимать только аккредитованные дилеры, которые должны регулярно платить за членство.
На торгах, которые проходят в специальном помещении, дилеры-участники имеют свои места, оснащенные кнопками. С их помощью они и делают свои ставки. Все происходящее отображается на экране: ставки, фото и информация о лоте. Саму машину участники могут осмотреть до начала торгов. Тогда же можно ознакомиться с информацией по ней: пробег, техническое состояние и данные о ее прошлом. При этом участие практически во всех японских автоаукционах можно принимать и онлайн, делая свою ставку и ожидая результата торгов. Однако доступ на сайты аукционов есть опять же только у зарегистрирвоанных дилеров. Поэтому, если вы хотите японскую машину с автоаукциона, придется обратиться за помощью к фирмам-посредникам. Благо таковые есть и в России.
США
Сразу оговоримся, что в Америке вам никто не мешает продавать машину тем способом, который вам нравится больше. На аукционы никто палками не загоняет, но популярность такой схемы реализации авто с пробегом все равно высокая. Автоаукцион под названием Manheim уже стал синонимом этому определению в Америке. Он более полувека работает по всему миру, но большинство его площадок находится именно в США. Особенностью заокеанских аукционов является их разделение на те, где торгуют битыми машинами, и на те, где с молотка продаются авто с маленьким пробегом или в идеальном состоянии.
Кроме того, есть открытые аукционы (в которых могут принимать участие все) и закрытые (только для дилеров). При этом надо понимать, что на открытые аукционы, как правило, попадают довольно побитые жизнью машины. А те, что получше, раскупаются дилерами на закрытых торгах. Еще одна особенность Manheim в том, что большинство представленных на аукционах машин – "лошадки", которые пару-тройку лет поработали прокатными (daily rental) или побывали в лизинге.
Тем не менее на закрытый аукцион через дилера-посредника может попасть и физлицо. Как и в случае с японскими торгами, для этого нужно заключить соответствующий договор с посредником, отдав ему небольшой процент от стоимости авто (порядка 5-7%). В любом случае это выгоднее, так как процент посреднику будет меньше дальнейшей накрутки автосалона.
К тому же посредник сделает за покупателя такую тягомотную работу, как оценка машины и проверка ее прошлого. Еще один бонус – вам не нужно искать нужную машину самому, достаточно найти дилера-посредника и сделать заказ. Как правило, участие в аукционах Manheim можно принять на реальных площадках, где выставлены автомобили. Кроме того, есть возможность принять участие в онлайн-аукционе.
Германия
Здесь рынок так же свободный, а популярность имеют два аукциона подержаных машин – Autobid и Autorola. Оба они работают по всему миру и делятся на три типа: live, online и netlive. Первый логично подразумевает классический аукцион, где можно прийти в конкретное место и бороться за машину вживую, online, само собой, – электронный аукцион.
При этом участники имеют возможность увидеть лот задолго до начала аукциона и получают очень детальную информацию о нем в сопровождении нескольких десятков очень подробных фотографий. А netlive – это гибрид живого и заочного аукционов, то есть лоты одновременно выставлены и на площадке, и в Интернете. Как и в Америке, здесь есть торги для всех и только для дилеров.
Надо отметить, что устроители немецких аукционов берут комиссию и с продавцов, и с участников, но при этом заверяют, что все машины тщательно проверены "на вшивость" как с технической, так и с юридической точки зрения. Интересно, что некоторые немецкие аукционы работают с так называемой скрытой ценой. То есть вы не узнаете начальную стоимость авто, пока не предложите свою цену. Есть и такие аукционы, которые дают возможность даже понижать ставки. Особенностью торгов среди дилеров является отсутствие минимальной ставки, то есть стоимость авто определяется в процессе аукциона.
Как работают автоаукционы в России
Как мы уже говорили раньше, наш рынок остается "диким", и посредничество в лице дилеров и аукционщиков развито плохо. Ключевыми российскими автоаукционами на сегодня считаются Car&Luck, CarРrice и iAuto. Сразу оговоримся, что мы обратились за комментариями к руководителям всех трех компаний, однако представители Car&Luck от комментариев отказались. В любом случае информация от глав двух других аукционов все равно позволяет делать выводы. Подчеркнем, что в России принять участие в автоаукционе может кто угодно. Причем любой желающий может стать и покупателем, и продавцом. Это, пожалуй, главное отличие российских компаний. Итак, как говорится, цитируем. На наши вопросы ответили генеральный директор CarРrice Эдуард Гуринович и президент iAuto Сергей Востриков.